Вернуться к обычному виду

Доклад Главы

18.06.2012

Доклад Главы

В соответствии с Уставом городского округа вашему вниманию в установленные сроки был представлен Отчёт главы городского округа Новокуйбышевска о результатах его деятельности и деятельности администрации городского округа Новокуйбышевск в 2011 году.

Принимая во внимание, что в марте 2012г. произошла смена Высшего должностного лица городского округа, а также надеясь на то, что вы внимательно ознакомились с содержанием отчётной документации, предлагаю выстроить наше сегодняшнее взаимодействие не как доклад о работе, проделанной предыдущей властью, а как обсуждение наболевших проблем нашего родного города и моего видения их решения.

Тенденции развития городского округа по большинству показателей сохраняют позитивный характер. По итогам совокупного рейтинга городских округов можно сказать, что Новокуйбышевск является третьим городом в Губернии после Самары и Тольятти: мы демонстрируем высокий уровень развития, но среднюю динамику. На слайде представлены индикаторы, значения которых учитываются при построении этого рейтинга. В основном они характеризуют экономику Новокуйбышевска в части развития производственных сфер.

Новокуйбышевск, являясь крупнейшим индустриальным городом Губернии, центром химической и нефтехимической промышленности, в прошлом году сохранил лидирующие позиции по ряду показателей. Как показано на слайде, мы уже на протяжении трёх лет удерживаем пальму первенства по объемам инвестиций в основной капитал на душу населения, и это заслуга промышленных предприятий, реализующих крупные инвестиционные проекты модернизации собственных производств. Доля бюджетных инвестиций в общем объёме, к сожалению, составляет лишь 2,1%.

А вот по показателям, характеризующим развитие бюджетной сферы мы неукоснительно «сползаем» вниз… К вопросу низкой бюджетной обеспеченности вернусь в заключении своего доклада, а сейчас предлагаю остановиться на основных городских проблемах, одной из причин которых и является малая наполняемость бюджета.

В ходе моей предвыборной компании было проведено 398 встреч с жителями города, где 11 077 горожан смогли высказать свои проблемы, а также пожелания о приоритетах развития Новокуйбышевска. По итогам встреч с населением был сформирован единый реестр наказов, в него вошло более 700 проблемных вопросов, многие из которых носят адресный характер. Анализ поступивших обращений показывает, что наибольшее число проблем сформировалось в сферах благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства, а также связаны с состоянием дорожной сети.

Начнём с наиболее проблемной:

БЛАГОУСТРОЙСТВО

Благоустройство является той составляющей деятельности местных властей, которая призвана сформировать комфорт, эстетическую и функциональную привлекательность нашего города, качество и удобство жизни горожан.

Основными ежегодными мероприятиями, подробно освещенными в Отчёте, являются организация уборочных работ на территории городского округа, устройство и обеспечение надлежащего содержания объектов благоустройства городского округа, территорий общего пользования, установка новых элементов благоустройства. Количественные характеристики представлены на слайде.

Объем выполняемых работ считаю базовым, минимальным уровнем благоустройства. Для масштабного охвата территории города благоустроительной деятельностью необходимо обозначить проблемы, тормозящие процесс благоустройства города, выработать системный подход к их устранению.

Мы должны понимать, что мало установить детские площадки, урны или провести один раз массовую уборку городских улиц. Следуют обеспечить сохранность благоустроенных объектов, постоянный уход.

Необходимыми условиями обеспечения комплексного благоустройства, помимо роста финансовых вливаний в данную сферу, должны стать совместные усилия городских служб, предприятий и организаций, проведение регулярных обследований территории города, избежание хаотичности действий и соблюдение контрольных мероприятий за качеством благоустроительных работ.

ЖКХ

Говоря о благоустройстве городской среды, бросается в глаза ужасное состояние фасадов домов. Ведь облик жилой застройки города в основе своей определяют именно фасады многоквартирных жилых домов. Вышесказанное, как и комплекс других нерешённых вопросов коммунального хозяйства, выводит отрасль ЖКХ в ранг самых проблемных.

Как известно, после принятия федерального закона о местном самоуправлении и принятии нового жилищного кодекса содержание жилищного фонда не является полномочиями муниципалитета. Поэтому такие злободневные вопросы как осуществление ремонтных работ в жилых домах (и фасадов, и кровель) должны осуществлять собственники или, как минимум, они должны решаться с их участием. Тем не менее, необходимо изыскать возможности для содействия населению в решении накопленных десятилетиями проблем.

КОММУНИКАЦИИ

Кроме того, требует неотложного решения вопрос замены и реконструкции городских подземных коммуникационных сетей, проблема качества холодной питьевой воды и другие вопросы коммунальной сферы.

Самые очевидные направления жилищно-коммунальных преобразований, на мой взгляд, связаны со следующей деятельностью :

– взаимодействие с управляющими компаниями с целью осуществления контроля за их деятельностью и совершенствованию управления жилищным фондом;

– активное участие в проектах, конкурсах, областных и федеральных программах, предполагающих выделение грантов в сферу жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований;

– использование государственно-частного партнерства, как наиболее актуального и современного способа привлечения инвестиций в жилищно-коммунальную инфраструктуру городского округа.

ДОРОГИ

Объем средств, направляемый на содержание автомобильных дорог, их текущий и капитальный ремонт, ежегодно растет. Так, из бюджета городского округа и из бюджета Самарской области в 2011 году направлено 116 325 тыс. рублей, что почти в 2 раза больше, чем в 2010 году. Также удалось привлечь почти 200 млн.рублей компании «Роснефть» на ремонт дороги по ул.Кирова.

Данные расходы включают в себя как содержание муниципальных автомобильных дорог (включая работы по содержанию остановок общественного транспорта, прилегающих газонов и тротуаров и пр.), так и организацию и проведение ремонта муниципальных автомобильных дорог.

Однако, объем выполняемого за счет средств областного и городского бюджетов капитального ремонта автомобильных дорог не покрывает высокие темпы износа дорожной сети: на сегодняшний день в неудовлетворительном состоянии находятся около 65% общей протяженности автодорог, тогда как за год ремонтируется всего 5%.

Какие приоритетные направления деятельности муниципалитетом должны реализовываться:

- пристальное внимание к контролю исполнения муниципальных контрактов, особенно в части технического контроля качества работ: во-первых необходимо выстроить чёткую систему контроля всего хода выполнения ремонта и в процессе исполнения выдвигать жёсткие требования к каждому этапу его проведения. Возможно приём выполненных работ проводить с привлечением независимых специализированных лабораторий. Не стоит на этом экономить, практика показывает, что только угроза неоплаты по контракту может «заставить» подрядчика выполнить свои обязательства в полном объёме.

- в продолжение вышесказанного – в связи с наличием прецедентов по нарушению технологии ремонтных работ, необходимо детальная проработка технических заданий, устанавливающих требования к качеству и объёма работ,

- основной задачей по-прежнему остается привлечение финансовых ресурсов из средств вышестоящих бюджетов. В целом на ликвидацию проблемы требуется порядка 2 млрд. 700 млн. рублей. В прошлом году область нам направила в виде субсидий чуть более 30 млн.рублей – это чуть более 1% от нашей нуждаемости. Для эффективного и коренного изменения ситуации необходимо активное взаимодействие по значительному увеличению финансирования из областного бюджета.

При вашей, уважаемые депутаты, поддержке, мы сможем коренным образом решить вопрос об изменении системы межбюджетных отношений, хотя бы в части транспортного налога. За 2011 г. сумма названного налога, собранного на территории Новокуйбышевска составила почти 64 млн.рублей и все эти средства «ушли» в область. Сохранение этих налоговых поступлений в местных бюджетах позволило бы не только увеличить расходы на ремонт дорог, но и более эффективно их планировать: ни для кого не секрет, что субсидии к нам поступают, дай бог, к июню, поэтому к работам мы приступаем лишь во втором полугодии.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ

Прямым следствием плохого качества дорог является проблема транспортного обслуживания населения. Последний раз парк автобусов и троллейбусов обновлялся в 2007г., уровень износа техники составил 67%. Те затраты, которые направляются на поддержание в рабочем состоянии имеющейся техники, не покрываются оплатой, производимой пассажирами. Перекладывать финансовую нагрузку по содержанию ПТП на плечи населения было бы неправильно, поэтому ежегодно из бюджета Новокуйбышевска направляется почти 150 млн. рублей на обеспечение работы общественного транспорта.

ДАЧНИКИ

Хочется остановиться ещё на одной проблеме, решение которой также «дэ юро» не входит в полномочия местных властей. Это обеспечение водоснабжения на дачных массивах, расположенных в районе озера Либерское .

У власти есть возможность отстраниться от этой острой проблемы, прикрывшись сводами законов и стопкой писем бесполезной переписки. Но разве так поступает власть, избранная народом для решения его проблем.

Проблема дачников – это проблемы горожан, угроза их спокойствию и здоровью; это проблема неотлаженного взаимодействия садоводческих товариществ между собой и их взаимодействия с энерго- и водоснабжающими организациями. Опустошение водоёма – это и экологическая проблема нашей терртории.

Но под какими ракурсами мы бы не смотрели на эту проблему, факт её наличия и тот резонанс, который она вызывает среди населения следует признать, поэтому бездействовать мы не вправе.

Как вы, полагаю, знаете, на решение этого вопроса были направлены мои усилия и усилия моей команды ещё в ходе предвыборной кампании. Вступив на должность, помня о начале дачного сезона, эту деятельность я ускорил в разы, непосредственно под своим контролем держит всю эту работу Михайлов С.С., и результаты не заставили себя долго ждать: на сегодня в озеро поступило 200 тыс. кубометров воды, было проведено более 10 встреч с председателями дачных товариществ, где постепенно выстраивается общая линия совместных продуктивных действий. Практически ежедневно решается большое количество частных вопросов,

Таким образом, при нашем участии решаются и те проблемы, которые не предусмотрены ни законодательством, ни местным Уставом, хотя это не входит в наши полномочия.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Перейдём к следующей проблемной сфере, связанной со здоровьем горожан. Уровень удовлетворённости населения деятельностью в 2011 местных властей в здравоохранении составляет всего 67% и это значение упало по сравнению с прошлым годом.

Люди высказывают недовольство и очередями на сдачу анализов, и трудностями в получении консультаций узких специалистов. Основная причина, полагаю, кроется в отвратительном состоянии материально-технической базы нашего здравоохранения, а конкретно – зданий и помещений. Требующими срочной реконструкции и строительства является три объекта здравоохранения:

· это долгострой – реконструируемый с 2007г. хирургический корпус по ул. Пирогова, 1

· находящееся в аварийном состоянии здание поликлиники по ул. Островского, 32;

· патологоанатомический корпус НЦГБ – функционирующее сегодня здание не соответствует сегодня ни одному СНИПу и требованиям техники безопасности.

В отсутствии помещений мы не сможем обеспечить как комфортные условия пребывания для пациентов, так и условия для работы профессиональных специалистов, а так же не можем гарантировать эффективную работу современного оборудования и его сохранность.

Поэтому первейшая и самая главная для нас задача текущего года – приложить максимум усилий, чтобы закончить ремонт здания поликлиники по ул.Пирогова.

МАЛЫЙ БИЗНЕС

В нашем городе согласно данных налоговой службы работает 3519 субъектов малого и среднего бизнеса. По данным Пенсионного Фонда доля численности работников малых и средних предприятий в общей среднесписочной численности сотрудников всех городских организаций и предприятий составляет более 40%.

В городе реализуется целевая программа по поддержке малого бизнеса, проводятся обучающие семинары, круглые столы.

Однако меня насторожил один факт: в ходе предвыборной кампании мною были приглашены все предприниматели, желающие обсудить их проблемы и выработать совместную концепцию деятельности по их решению. Однако зал, способный вместить около 500 чел., был заполнен лишь на 45%. Для себя я решил, что это свидетельствует о том, что у предпринимателей подорвано доверие к власти. Они не верят, что власть хочет решать проблемы бизнеса.

Поэтому решению вопроса организации взаимодействия с бизнес-сообществом было уделено пристальное внимание, мини-отчёт вы видите на слайде. При этом было принято решение исходить из запросов самих предпринимателей.

Отделом по поддержке предпринимателей было осуществлено анкетирование руководителей малых предприятий, где предлагалось ответить на вопрос «Какие формы взаимодействия с властью наиболее востребованы?». 50% опрошенных выбрали такую форму как «Совещательный совет для совместной выработки решений». Со своей стороны мы также полагаем, что именно такая форма взаимодействия поможет решать не только проблемы развития малого бизнеса, но и в целом проблемы города. По итогам проведённой работы уже 21 июня будет проведёно городское собрание бизнес-сообщества с целью формирования Общественно-экспертного совета по содействию развития предпринимательства.

БЮДЖЕТ

В завершение выступления хотелось обсудить главную причину наших проблем – это недостаток финансовых ресурсов для их решения.

С 2007 года отмечается значительное снижение доходной части бюджета. В первую очередь это связано с выкупом земельных участков в собственность и, как следствие, снижением поступлений арендной платы за земельные участки с 300 млн.руб. до 150 млн.руб. Доля безвозмездных перечислений из областного бюджета значительно снизилась в общем объеме доходов бюджета городского округа, что повлияло на снижение его общего объема.

В этом вопросе я, надеясь на вашу поддержку, планирую проведение большой работы, направленная на формирование предложений по изменению в действующее законодательство по усовершенствованию налоговой системы.

Нельзя не оставлять без внимания проблему в сфере межбюджетных отношений, а именно недостаточность собственных доходов на решение вопросов местного значения. Имеющееся несовершенство межбюджетных отношений подтверждается значительной централизацией в вышестоящих бюджетах финансовых ресурсов, создаваемых на территории городского округа Новокуйбышевск, обладающего высоким промышленным потенциалом и демонстрирующим весомые показатели объемов производства. Из всех собранных в 2011 году на территории Новокуйбышевска налогов только 4% осталось в городском округе.

При этом следует оптимизировать и расходную часть бюджета.

Мы говорим о том, что наш бюджет социально ориентирован, 60% расходов в 2011году были направлены на финансирование социально-культурной сферы. И действительно, мы можем гордиться развитой сетью досуговых учреждений, организаций спорта и молодёжной политики.

Однако расходы в данной сфере носят текущий характер.

Мы сравнили удельные веса бюджетных расходов на некоторые сферы муниципального управления с аналогичными показателями других городских округов. На слайде представлены результаты анализа расходов на культуру и ЖКХ в расчёте на душу населения по 5-ти городским округам. Отмечу, что в сфере культуры инвестиции составили только 5,5%. При этом уровень удовлетворённости населения культурным обслуживанием не составил прямой зависимости от объём расходов на данную отрасль.

По итогам мониторинга, проведённого областным Министерством спорта, туризма и молодёжной политики установлено , что в нашем городе наибольшее количество спортивных работников на душу населения. Так, на каждую штатную единицу физкультурных кадров у нас приходится 350 жителей, тогда как в Сызрани эта цифра составляет 732 человека, а в Самаре и Тольятти – 430 и 418 соответственно. На проведение спортивных мероприятий в 2011 году было израсходовано из бюджета нашего города 184,59 рублей в расчёте на 1 жителя, в Самаре эта сумма составила 9,65 рублей, что связано с высокой долей коммерческих мероприятий, которые также пользуются популярностью у жителей областной столицы.

Также наблюдается и перераспределение человеческих ресурсов в названные сферы. После многочисленных коллективов учреждений здравоохранения и всех городских муниципальных предприятий, третье место по количеству сотрудников, получающих заработную плату из бюджета городского округа занимает сфера культуры (10%); 8% работает в учреждениях спорта. К сожалению, в системе городского хозяйства (это УГХ и МБУ «Благоустройство») работает меньше 4% сотрудников.

Представленные данные и обилие проводимых мероприятий заставляет высказать опасения в их избыточности. Я не хочу, чтобы наша деятельность, финансируемая из бюджета, в основе своей была яркой праздничной ширмой для прикрытия фундаментальных проблем в сфере ЖКХ, благоустройства, дорожного строительства. Не приведёт ли увлечённость проведением праздников, повышение расходов на их проведение, к краху коммунальной инфраструктуры, ухудшению состояния муниципального имущества.

Полагаю необходимо пересматривать приоритета расходов.

В расходной части бюджета наблюдается перераспределение расходов, с увеличением доли трат на текущее содержание. Индексация заработной платы работников бюджетной сферы, рост тарифов на коммунальные услуги приводит к тому, что расходная часть бюджета на текущие расходы составляет уже более 90% собственных доходов бюджета.

Назвать наш бюджет - бюджетом развития нельзя, потому что на это направляется только около 10% расходов.

В заключение отмечу, что в конечном итоге вся наша работа имеет вполне конкретную цель – улучшение благосостояния населения, создание комфортных условий проживания горожан, поддержку социально-незащищенных жителей, публичное обсуждение проблем и приоритетов деятельности.

Наши результаты в социальной сфере: это и уровень культурного обслуживания, и решение вопросов физкультуры и спорта - необходимо удерживать на достигнутом уровне, не допустив ухудшения показателей. Основное же внимание, максимальные усилия и все возможные ресурсы, следует направить:

- на улучшение финансово-экономических показателей деятельности наших муниципальных предприятий;

- на решение застаревших проблем жилищно-коммунального комплекса

- на организацию работы по благоустройству Новокуйбышевска, в т.ч. восстановление качества дорожной сети.

Со своей стороны нами уже предпринято ряд действий, по решению озвученных задач:

- сделаны шаги по усилению финансово-экономического блока, что уже приносит результаты: если в марте долги наших муниципальных предприятий составляли около 159 млн.рублей, то на начало этого месяца – 142 млн.рублей.

- дефицит бюджета снизился с 128 млн.рублей (в марте) до 48 млн.рублей (в мае)

- мы активизировали работы по привлечению средств из областного бюджета, детально разобрав все действующие на территории Губернии целевые программы и изучив возможности получения денег из вышестоящего бюджета

- предпринимаются все усилия по сокращению дефицита бюджета

- к концу года привести к «0» долги предприятий

В структуре органов местного самоуправления ведущая роль принадлежит представительному органу, так как именно он представляет интересы населения Новокуйбышевска и принимает от его имени решения. Деятельность высшего должностного лица – главы городского округа, возглавляемой им Администрации, и всех отраслевых органов нацелена на исполнение в интересах населения действующего законодательства, в том числе решений Думы городского округа Новокуйбышевска. Поэтому все вопросы необходимо будет решать совместными скоординированными усилиями, и здесь я надеюсь на ваше понимание и всестороннюю поддержку.

Уважаемые депутаты! Необходимо приготовиться к серьёзной работе по формированию бюджета городского округа на 2013 год:

- следует выработать чёткий план расходов, направления которых должны обсуждаться с широким кругом населения;

- довести до жителей все планируемые мероприятия, разъяснив приоритетность выбора тех или иных направлений, а также механизм реализации мероприятий;

- строго исполнять данный план, не допуская необоснованных отклонений от заданных направлений.

Тогда наша деятельность будет не только открыта, понятна горожанам, но и одобрена ими. Тогда мы сможем рассчитывать на их широкую поддержку в решении вопросов местного значения.

Спасибо за внимание!


Возврат к списку